Наплавной мостик из малых
надувных лодок
( Flosssacksteg aus kleinen Flosssaecken)

Наплавной мостик из малых надувных
лодок предназначен для переправы личного
состава через узкие водные преграды (речки,
арыки, рвы, оросительные каналы и т.п.).
Грузоподъемность мостика достигает 300кг, что при
ширине пешеходной дорожки 50-60 см. и
двустороннем леерном ограждении позволяет
движение личного состава, несущего тяжелые
грузы (носилки с раненым, станковые пулеметы,
минометы, ящики с боеприпасами).
Стандарт длины наплавного мостика
не определен, он может иметь любую разумную
длину, но наиболее целесообразно наведение
наплавных мостиков длиной до 50 метров при
скорости течения до 1.5м/сек. При наведении
более длинных мостиков и при большем течении
возникают проблемы с удержанием плавучих опор
(лодок) в линии моста, поскольку пролетное
строение не имеет достаточной поперечной
жесткости. Даже при слабом течении каждая
лодка должна ставиться на якорь,
забрасываемый выше по течению, а каждая
четная лодка и ниже по течению.
Основными элементами
наплавного мостика являются малые
надувные лодки и изготавливаемые в войсках
деревянные конструкции пролетных строений..
Малая
надувная лодка (Kleine Flosssaecke) являлась
табельным инженерным имуществом саперного
батальона (Pionierbataillon) дивизии. По табелю он имел 36
таких лодок.
В мостовых парках саперных батальонов
некоторых пехотных дивизий вместо
комплектов понтонных мостов имелись легкие
переправочные комплекты из 48 лодок с
деревянными конструкциями фабричного
изготовления, позволяющими собирать
пешеходные наплавные мостики (Flosssaecksteg).
Малая надувная лодка имела длину 3
метра, ширину 1.15м, диаметр надувного борта 35 см.
Снаряженная масса 50 кг. Грузоподъемность 300 кг.
или 3-4 человека. В комплект лодки кроме
собственно лодки входили 3 весла типа
"Каноэ", дощатый настил, укладываемый на
днище, мешок для переноски, 1 ножной мех для
накачки, сумка с инструментами и сумка с
резиновыми затычками пробоин. "Бублик"
лодки был разделен на два отсека, которые
накачивались отдельно. Одним мехом лодка
накачивалась в течение 5 минут. По бортам лодки
проходил, продетый сквозь приклеенные резиновые
кольца страховочный леер. По бортам, на носу и
корме имелись более крупные резиновые кольца для
закрепления опорных досок и якорных канатов.
Лодки производства различных фирм могли
иметь несущественные внешние отличия. Однако
размеры лодок и кольца для закрепления опорных
досок обязательно совпадали.
На один пролет моста требуются
следующие деревянные конструкции:
1. Две опорные доски (длина 2м., ширина 25 см.,
толщина 3 см.),
2.Два прогона из бруса сечением 10 на 10 см. и длиной
5.5 метров,
3. Восемь упорных брусьев размером 10 на 20 и на 3
см.,
4.Восемь поперечных досок (длина 1м., ширина 18см.,
толщина 3 см.
5.Две доски пешеходной дорожки (длина 4м., сечение
25 на 3 см.),
6.Две перильные стойки (длина 1.5м., диаметр 6-8см.),
7. Крепеж- 30м. пенькового каната, 60 гвоздей длиной
75-100мм.
Инструмент: 2 ручные пилы-ножовки, 3
кувалды, 3 клещей, 2 топора, 2 плотничных метра.
Для наводки наплавного
восьмипролетного мостика (32 метра) необходимо
два саперных отделения (16 человек). Без заготовки
конструкций и без подготовки лодок
восьмипролетный мостик они собирают за 30 минут. С
заготовкой конструкций из готовых
пиломатериалов - 1 час.
При наводке мостика сначала
выстраивается линия опор (лодок) с интервалом 4
метра. С помощью якорных канатов, привязываемых в
резиновые кольца в носу и корме лодки, линия
лодок выравнивается. В качестве якорей
используются любые тяжелые грузы (валуны,
металлические изделия и т.п. подручный материал).
При невозможности заякоривания лодок, через
водную преграду выше по течению натягивался
трос, к которому крепились якорные канаты лодок.
На борта лодки заранее укладываются и
привязываются две опорные доски. На доски
укладываются два прогона (длинные брусья). Они
закрепляются от продольного смещения восемью
упорными брусками, прибиваемыми к прогонам снизу
и упирающимися в опорные доски. Сразу же к
прогонам привязываются два прогона соседнего
пролета. На прогоны набиваются восемь
поперечных досок. На поперечные доски
прибиваются две доски, образующие пешеходную
дорожку. В середине лодки устанавливаются и
прибиваются (привязываются) к прогонам две
перильные стойки. Сквозь щели перильных стоек
продергиваются и закрепляются узлами веревочные
леера.
Тактико-технические характеристики
наплавного мостика (Flosssackesteg):
Тип
моста........................................................................................... |
пешеходный наплавной многопролетный
|
Грузоподъемность............................................................................. |
300 кг. |
Ширина пешеходной
дорожки......................................................... |
50-60 см. |
Длина
пролета................................................................................... |
4 метра |
Количество
пролетов....................................................................... |
не регламентируется |
Длина
моста....................................................................................... |
не регламентируется, целесообразно до
50м. |
Время на наведение восьмипролетного
моста (без заготовки)..... |
30 мин. |
Расчет для сборки
моста................................................................... |
16 человек (два отделения) |
Допустимая максимальная глубина
преграды................................ |
не регламентируется |
Допустимая минимальная глубина
преграды................................ |
0.5 метра |
Допустимая максимальная скорость
течения................................. |
1,5 м/сек. |
Качество
берегов............................................................................... |
плотный песчаный, глинистый, гравийный
грунт |
Время эксплуатации
моста............................................................... |
летний сезон от ледохода до ледостава |
Источники
1.H.Dv.316 Pionierdienst aller Waffen (All.Pi.D.).Ernst Siegfried
Mittler und Sohn Buchdruckerei G.m.b.h. Berlin SW 68. 1935
2.TM-E 30-451 Handbook on German Military Forces. War Departament. Washigton 25. DC.
15 March 1945
3.Учебный кинофильм "Pioniere voran". Hergefftellt unter
Mitarbeit der Pioniereabteilung des OKH. 1943.
4.К.Шишкин. Вооруженные Силы Германии 1939-1945 годы.
Справочник. Санкт-Петербург.2003г.
5.Руководство по войсковым фортификационным
сооружениям. Военное издательство МО СССР.
Москва. 1962г.
6.Kriegsstarkenachweisung 714 (freie Gliederung) von 1.6.1944 (K.St.N. 714 (fG)
v.1.6.1944) Pionierkompanie (gepanzert) (Freie Gliederung).
7.Kriegsstarkenachweisung 703 von 1.10.1937 ( KStN 703 v.1.10.1937). Stab Pionierbataillon
(mot).
8.Kriegsstarkenachweisung 714 von 1.10.1938 KStN 714 v.1.10.1938. leichte
Pionierkompanie (mot).
9.Г.Бидерман. В смертельном бою. Воспоминания
командира противотанкового расчета. 1941-1945.
Центрполиграф. Москва. 2005г.