Рекомендуем



 

 

Пешеходный  мостик на козловых опорах (Beselerschnellsteg)

15 апреля 2014 - Администратор

Пешеходный  мостик на козловых опорах
(Beselerschnellsteg)

wehrmaht-kozl-most-1.jpg (14520 bytes)

В немецкой военной терминологии этот   пешеходный  мостик на козловых опорах именуется как Beselerschnellsteg или Bockschnellsteg. Встречается, также название Beselersteg.

Этот  козловой мостик   предназначен для организации  постоянной мостовой пешеходной переправы через водные преграды (ручьи, реки, каналы рвы с водой) и суходолы (овраги, балки, сухие рвы). Грузоподъемность до 300 кг.
Ограничения -
* Глубина преграды, считая от верхней кромки берега - до 2.5 метров.
*Скорость течения - до 1 м/сек.
Кроме того, дно преграды должно быть плотным, а у водных преград, кроме того, не размываться течением под опорами. Хотя для наведения   мостика требуется расчет всего из 4 человек, однако время для установки одного пролета составляет около 40 минут. Кроме того, требуется тщательная разведка преграды с составлением точной схемы ее поперечного профиля, поскольку опоры не регулируются по высоте и   каждая опора заблаговременно собирается на берегу. Поэтому каждая опора может быть установлена лишь в строго определенное место. Все это приводит к тому, что наводка мостика составляет несколько часов. Таким образом, он не может применяться как штурмовой мостик, а является заменой для штурмовых или пешеходных мостиков на надувных лодках, которые устанавливаются обычно лишь на короткое время.

wehrmaht-kozl-most-2.jpg (4772 bytes)Козловой мостик состоит из нескольких пролетов, соединяемых между собой. Длина каждогоwehrmaht-kozl-most-3.jpg (9412 bytes) пролета 4 метра. Количество пролетов определяется шириной преграды.
Пролет состоит из козловой опоры (А) и пешеходной дорожки (В), соединенных между собой с помощью веревок и конструктивно, представляющих из себя единый элемент моста.

А.Козловая опора представляет несколько соединенных между собой жердей диаметром 8 см. в  ферменную конструкцию. Она состоит из двух вертикальных опорных стоек (1), двух верхних поперечин (2), одной нижней поперечины (3), двух диагональных схваток (4) и двух раскосов (5). Все эти элементы соединяются между собой с помощью веревок.
Размеры  элементов:
*длина верхних поперечин (2)1.5м.,
*длина нижней поперечины (3) определяется по формуле -  1.5м +0.125 высоты опоры,
* расстояние между верхними концами стоек(1) - 1 м.
* высота от верхних поперечин(2) до верхних концов стоек(1) 1.5м.

Все остальные размеры опоры   определяются, исходя из ее высоты, которая в свою очередь зависит от глубины преграды в том месте, куда будет ставиться опора.

wehrmaht-kozl-most-4.jpg (5332 bytes)В.Пешеходная дорожка состоит из двух досок длиной по 4 метра, шириной по 25 см. и толщиной 3.5 см. Эти две доски сбиты между собой двумя по концам двумя поперечинами диаметром 8 см. и длиной по 1.5 метра. В середине прибиваются две короткие поперечины длиной по 0.7м., которые  предназначены для закрепления раскосов опоры.

Передняя поперечина пешеходной дорожки привязывается к поперечинам козловой опоры, а  между средними поперечинами вставляются раскосы опоры и также привязываются к ним.

Таким образом опора и пешеходная дорожка образуют единую жесткую конструкцию весом 60-80 кг.

На один пролет моста требуются следующие деревянные конструкции:
1)7 жердей для козловой опоры длиной в зависимости от высоты козла и диаметром 8 см,
2) 2 раскоса длиной в зависимости от т высоты козла и диаметром 8 см,
3)2 поперечины для дорожки длиной по 1.5 м и диаметром 8 см, wehrmaht-kozl-most-5.jpg (7186 bytes)
4)2 поперечины для дорожки  длиной 0.7 м и диаметром 8 см,
5)2 доски  размером 4 м х 25 см х 3.5 см,
6)2 столбика для  упора конца первого пролета.

Крепежные материалы:
1) 45 метров веревки или проволоки,
2) 24 гвоздя длиной по 6 см.

Инструменты:
1)1 пила,
2)1 топор,
3)1 кувалда,
4)1 клещи,
5)4 струбцины.

Расчет для  наводки моста - 4 человека.

Для  наводки  моста на берегу  номер первый вбивает  два столбика так, чтобы из земли высовывались концы 20см. Между столбиками 1 метр. Номера второй и третий подносят первый пролет таким образом, что свободный конец пролета смотрит в сторону преграды, а стойки опоры смотрят вверх.
Как только забивка столбиков заканчивается, второй и третий номера упирают поперечину пролета в столбики и вместе с номером первым поднимают пролет, вращая его вокруг поперечины.   Начальник расчета, придерживает конец пролета с помощью веревки и когда пролет пройдет верхнюю мертвую точку поворота этой веревкой, с помощью номера первого, потравливая ее, опускает пролет опорой на дно преграды. Первый пролет готов.

wehrmaht-kozl-most-6.jpg (8514 bytes)Второй и последующие   пролеты наводятся также. Поперечина укладываемого пролета упирается  в районе верхней поперечины в вертикальные стойки   опоры предыдущего пролета. После того, как очередной пролет опущен, он привязывается веревками к предыдущему пролету.
Последний пролет опоры не имеет, поскольку будет опираться о противоположный берег.

От автора. Думаю, нет нужды объяснять, что перед наводкой моста преграду необходимо тщательно промерить по глубинам. Ведь высоту собранной опоры изменить уже нельзя. Значит, каждая опора должна встать строго на свое место. Разумеется, абсолютной параллельности   пешеходной дорожки  уровню воды добиться не удастся, но допустимая разница по высоте концов дорожки пролета не больше 20 см., иначе мост теряет продольную устойчивость и начинает быстро расшатываться. Также понятно, что илистое дно не   может надежно удерживать опору и мост быстро начнет  проседать по опорам, что ведет к его обрушению.

Да, в общем то и плотное песчаное или глинистое дно при наличии приличного течения ведет себя не лучшим образом. Как только на дно ложится опора, так вода, вследствие возникающей в этом месте турбулентности, начинает  вымывать грунт из под опоры. Происходит это постепенно и незаметно, и в один прекрасный момент мост, еще вчера прекрасно выдерживавший переправу минометного взвода, вдруг обрушивается под инспектирующим полковником, сбрасывая того в не самую чистую, но очень холодную воду. Поэтому, саперы не любят козловые и рамные опоры и всегда стараются обойтись без них, хотя возводить их куда быстрее и проще, чем вбивать сваи или строить ряжевую опору. Рамные и козловые опоры они чаще используют на суходолах или возле самого берега, где можно залезть в воду и проверить рукой состояние грунта под опорой,   и при необходимости подсыпать туда камней.

Тактико-технические характеристики штурмового козлового мостика ( Beselerschnellsteg):

Тип моста........................................................................................... Пешеходный низководный   многопролетный на козловых опорах
Грузоподъемность............................................................................. до 300 кг.
Ширина пешеходной дорожки......................................................... 50 см.
Длина пролета................................................................................... 4 метра
Количество пролетов....................................................................... не регламентируется
Длина моста....................................................................................... не регламентируется, целесообразно до 50м.
Вес одного пролета........................................................................... 60-80 кг.
Время на наведение одного пролета............................................... 40 мин.
Расчет для сборки моста................................................................... 4 человека
Допустимая максимальная глубина преграды................................ 2.5 метра
Допустимая минимальная  глубина преграды................................ не регламентируется
Допустимая максимальная скорость течения................................. 1 м/сек.
Качество дна и берегов..................................................................... плотный песчаный, глинистый, гравийный грунт
Время эксплуатации моста............................................................... летний сезон от ледохода до ледостава

Источники

1.H.Dv.316 Pionierdienst aller Waffen (All.Pi.D.).Ernst Siegfried Mittler und Sohn Buchdruckerei G.m.b.h. Berlin SW 68. 1935
2.TM-E 30-451 Handbook on German  Military Forces. War Departament. Washigton 25. DC. 15 March 1945
3.Учебный кинофильм "Pioniere voran". Hergefftellt unter Mitarbeit der Pioniereabteilung des OKH. 1943.
4.К.Шишкин. Вооруженные Силы Германии 1939-1945 годы. Справочник. Санкт-Петербург.2003г.
5.Руководство по войсковым фортификационным сооружениям. Военное издательство МО СССР. Москва. 1962г.
6.Kriegsstarkenachweisung 714 (freie Gliederung) von 1.6.1944 (K.St.N. 714 (fG) v.1.6.1944) Pionierkompanie (gepanzert) (Freie Gliederung).
7.Kriegsstarkenachweisung 703 von 1.10.1937 ( KStN 703 v.1.10.1937). Stab Pionierbataillon (mot).
8.Kriegsstarkenachweisung 714 von 1.10.1938 KStN 714 v.1.10.1938.  leichte Pionierkompanie (mot).

Комментарии (0)